Тосол или антифриз?

Прежде чем ответить на вопрос, что лучше использовать: тосол или антифриз, давайте разберемся с понятиями. Все охлаждающие жидкости называются антифризами, или «незамерзайками». Антифризы бывают спиртовыми, глицериновыми, гликолевыми и прочими. Тосол – это лишь разновидность антифриза, поэтому столь актуальный вопрос лишен смысла, но стоит поговорить о том, чем же привлекает автовладельцев именно тосол.

Среди всего разнообразия тосол выделяется особо. Основа тосола – этиленгликоль (двухатомный спирт), который имеет отличную способность не замерзать при отрицательных температурах. Но важное его отличие состоит в возможности с его помощью понижать температуру замерзания водных растворов. То есть, смешивая в различных пропорциях этиленгликоль и воду, можно получать охлаждающие жидкости, температура замерзания которых колеблется от — 1°С до — 70°С. Для сравнения, если мы будет смешивать воду с трехатомным спиртом – пропиленгликолем, то сможем добиться температуры замерзания жидкости не ниже — 40°С. Водные растворы этиленгликоля при замерзании образуют не кристаллическую, а кашеобразную массу, что исключает расширение и увеличение общего объема. Что касается одноатомных спиртов, то они не могут понижать температуру водных растворов, хоть и имеют низкие температуры замерзания.

Также основой антифриза могут быть неорганические соединения. Они могут обеспечить низкие температуры замерзания, но ускоряют коррозионные процессы. Роль антифриза в системе охлаждения. Это, естественно, делает их крайне нежелательными для использования. Данная проблема может быть решена изготовлением составляющих двигателей из ценных металлов (серебра, золота), но это, конечно, является нецелесообразным для практического применения.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля имеют некоторые важные преимущества перед другими видами. Но ради справедливости, стоит отметить, что тосол – достаточно жесткий антифриз и применяют его чаще всего для систем охлаждения отечественных автомобилей.

Состав тосола включает в себя не только водный раствор этиленгликоля, но и различные присадки, замедлители коррозионных процессов (ингибиторы). Поэтому вопросы о том, можно ли смешивать различные охлаждающие жидкости между собой, является принципиальным. Каждый антифриз обладает определенными физико-химическими свойствами, и при их смешивании может получиться неожиданный, зачастую крайне нежелательный результат. Так, в состав антифриза могут входить соли неорганических кислот или органические (карбоновые) кислоты, поэтому химические реакции при смешивании жидкостей могут быть самыми разнообразными. Следовательно, лучше воздержаться от подобных экспериментов, потому как можно нанести автомобилю непоправимый вред. Что делать, если антифриз течет в салон. Смешивание же тосола с водой меняет его физико-химические свойства, что также неприемлемо.

Для того чтобы выбрать подходящий вид тосола, нужно уметь расшифровывать маркировки. Сделать это достаточно просто. Буквы обозначают следующее: А – автомобильный, М- модернизированный, К – концентрат, а цифра указывает на температуру начала замерзания жидкости.